о нашей школе
истоия нинпо
наша программа
видео каталог
ссылки на сайты
семинары
обучение у нас
статьи
скачать
музеи
приспособления
фото
форум
контакты
 
 
 
 
 

 

 

 

Самураи рыцари Японии

 

 

   

На данный момент в нашей стране много людей увлекается историей Японии, культурой этой страны, обычаями, традициями. Эта страна – одно из самых древнейших государств в мире. Одно из самых интересных и красивых государств. В этой статье я хочу поведать вам о частичке этой страны – самураях.

Немного истории

Япония – островная страна: она состоит из четырех больших (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку) и 900 более мелких островов. Примерно 75% ее территории занимают горные цепи, а равнины – лишь 20%. Это, как правило, обособленные участки, разделенные отрогами гор. Всем известно, что во главе государства Японии стоял император. Откуда это пошло: согласно японской системе верований – синтоизму, японская нация ведет свое начало от богини Солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный Император Японии Дзиму (Дзиму-тэн-но). Он взошел на престол государства Ямато в 660 г. до н.э., положив начало непрерывной династии японских императоров. Император (по-японски тэнно, т.е. небесный государь) считался потомком той богини, о которой я упомянул. Императору воздавали и воздают до сих пор почести, достойные божества.Как образовалось сословие воинов-самураев. Несколько столетий шло расширение Японской империи на север. Основной силой в борьбе с жившими там оседлыми воинственными племенами служили родовые военные отряды. Впоследствии они и образовали сословие воинов самураев.

Каким моральным нормам следовали самураи. Сословие самураев объединяли не чины, не доставшиеся им за службу владения, не образ жизни. Различия были велики, самураем был и сёгун (люди, которые реально управляли страной большую часть времени, в отличие от императорского двора) и рядовой воин. Сплачивало их что-то нематериалное, то, чего нам сейчас так не хватает – представление об идеальном, доблестном человеке. Бусидо («путь воина») – долгий и трудный путь к достижению вершин идеологии самурайства. Бусидо бил основным моральным законом, которым руководствовался самурай. Вначале самурай должен был усвоить 3 главные добродетели: верность, чувство долга и храбрость – и никогда, ни при каких обстоятельствах не отступать от них.

Теперь поподробнее о каждой из них. Верность. Под верностью кодекс бусидо подразумевал самую ценимую самураями добродетель – верность господину. Ни при каких обстоятельствах самурай не должен был нарушать эту заповедь. Как это было дословно: «Где бы ты ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это – долг каждого подданного. Это – позвоночник нашей религии, неменяющейся и вечной».

Чувство долга – вторая добродетель. Это понятие объединяло несколько моральных заповедей, и прежде всего долг самовоспитания, который требовал от самурая:
честности (нельзя лгать, злословить, совершать бесчестные поступки), непритязательности (презрение к роскоши, деньгам, другим жизненным благам), приличия (соблюдений принятых этических норм), скромности и невозмутимости, сдержанности в чувствах. Понятие чувства долга подразумевало, кроме того, и обязанности по отношению к другим. Это значило, что самурай должен: ни перед чем не отступать при выполнении долга, быть полезным своему владыке, быть почтительным к родителям, быть великим в милосердии. Ох, и много нам надо позаимствовать у них.

Храбрость. Под этим понималась не только храбрость в бою, но и бесстрашие в обыденной, гражданской жизни. Конфуций, живший около 552-479 гг. до н.э., облек это в форму постулата: «Всегда неколебимо делай правое дело».
Короче, самая суть самурайской морали: «Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!»

Теперь самая любимая моя часть: доспехи и оружие самураев. Сравнивая доспехи самураев и рыцарей средневековой Европы, можно понять, насколько доспехи самураев были оригинальны, являясь самобытным творением японских оружейных мастеров.
Доспехи

 

Самурайские доспехи.

Рыцари облачали себя в железный панцирь, сделанным из металлических пластин и чешуек. Эти так называемые пластинчатые латы превращали вооруженного рыцаря в подобие негнущейся куклы, которая едва могла передвигаться без посторонней помощи; кроме того, доспехи были так тяжелы, что латника приходилось усаживать в седло и крепко-накрепко привязывать к нему. Если в сражении этот «Iron man» падал с лошади, то встать он уже не мог.

Самураи. Снаряжение японского воина – от нижней одежды до перчаток – состояло как минимум из 23 отдельных предметов, которые не были так жестко скреплены между собой. При этом торс самурая защищали нагрудник и наспинник из стальных пластин, а руки и ноги – латные нарукавники и наголенники. Общий вес доспехов не достигал и 12кг. Кроме того, доспехи не мешали движению благодаря тому, что их отдельные детали не были жестко скреплены. Преимущество: заходящие друг на друга части образовывали чешую. Облаченные в доспехи не только были довольно надежно защищены от стрел, ударов копьем и мечом, но могли и самостоятельно двигаться, даже плавать. Немаловажная часть доспеха – боевой раскрас. Светящиеся краски, искусно сделанные украшения, разноцветные гербы «сообщали» об особом ранге их владельца (прямо как у нас, или наоборот?). Наплечники словно крылья, шлем с широкими полями и фантастическими украшениями производили на противника ужасающее впечатление, парализуя боевой дух. Жуткое воздействие на противника оказывала маска самураев, сквозь прорези которой самурай пристальным, леденящим кровь взглядом смотрел на врага. Доспехи детей делали по подобию доспеха отца.

 

Оружие

 

У рыцарей и самураев различались не только доспехи, но и оружие. Рыцари сражались прямыми и тяжелыми мечами, а самураи – слегка изогнутыми и гораздо более легкими. Японские мечи с их изящными клинками, пышно декорированными ножнами и рукоятью, перевитой разноцветными шелковыми тесемками, были очень красивы. Легендарную славу снискали себе в первую очередь японские клинки. Опытный мастер неделями кропотливо работал над каждым из них. Для их изготовления использовали различные по твердости сорта железа – в результате получалась сталь высочайшего качества. Искусно выкованный клинок не ломался, не гнулся и был острым, как бритва.

 

 

Прежде чем приобрести у оружейника меч, самурай удостоверялся в его превосходных качествах. Было так называемое право «испытания меча». Состояло оно в следующем: на груду песка клали приговоренного к смерти или тело уже казненного преступника и рассекали его пополам. Если это удавалось сделать с одного удара, самурай оставлял меч себе.
Известно несколько разновидностей японских мечей: одни из них самураи носили, облачившись в доспехи, другие – в светское одеяние. Мечи всегда носили попарно. Каждая пара (дайсё) состояла из длинного и короткого мечей.

   

Боевые мечи назывались тати и танто. Тати закрепляли тесемками на поясе и носили на левом боку. У тати была очень длинная рукоять, поэтому его можно было держать обеими руками. Танто, кинжал длиной около 30 см, засовывали за пояс спереди, чтобы в любой момент его можно было вынуть из ножен.

Как только самурай снимал свои доспехи и надевал повседневную одежду, он менял и «военную» дайсё на «штатскую» – катану и вакадзаси. Оба этих меча носили за поясом. Длинный меч – катана – напоминал тати, у него лишь не было приспособления для ношения на боку, а вакадзаси представлял собой увеличенный вариант танто.

Дайсё играла важную роль в жизни самураев. Она удостоверяла, что ее владелец принадлежит к высшему сословию (в любой провинции Японии, в мирное или военное время простолюдины обязаны были кланяться при виде самурая. Забывший сделать это лишался важной части тела – головы). Но, кроме того, самурай воспринимал дайсё и как символ своего личного достоинства и чести. Потому он снимал катану лишь тогда, когда этого требовал этикет – во время аудиенций у императора, встреч, на которых обсуждались важные вопросы, визитов или у себя дома. Ну а с вакадзаси даже в родных стенах он расставался, лишь когда снимал с себя всю одежду – например, перед купанием и ложась спать. Но в любом случае мечи всегда находились у него под рукой: они стояли наготове перед входном в жилую комнату, рядом с письменным столом или у изголовья спального мата (татами), в узорчатой деревянной стойке.

И напоследок. Высшим достижением японского фехтовального искусства (кэндзюцу) было сражение двумя мечами. Многие самураи в таком совершенстве владели этой техникой боя, что могли дать отпор сразу нескольким противникам одновременно. Помимо владения разным оружием: меч, удлиненный асимметричный лук, алебарда (нагината) или будь то копье (яри), самураи в совершенстве владели рукопашным боем.

Более подробно вооружение и доспехи самураев мы рассмотрим в следующих статьях.

 
© 2011-2012 Школа ниндзюцу "Томо - рю".
Все права защищены
 
 
Хостинг от uCoz